|
Размышления на рассвете развития Грибоводства в Украине…
Грибной рынок Украины в настоящее время является динамично растущим. Однако,
в настоящее время развитие, а вернее всего начальное формирование грибной отрасли
Украины как таковой, существенно тормозится ограниченным доступом существующих предприятий
к инвестиционным ресурсам и их высокой стоимостью. В этих условиях производителям
грибов сложно планировать и реализовывать долгосрочные проекты.
Зарождающемуся агробизнесу в сфере производства и переработки грибов
необходима государственная поддержка. Но в настоящее время наблюдается недостаток
внимания к развитию научно- практической базы со стороны государства. Вот и мыкаются
грибоводы в поисках ответов на вопросы, учатся в основном на своих ошибках. Да вдобавок
еще и позволяют зарабатывать на своих проблемах различного рода неквалифицированным
консультантам, если не назвать их проще – мошенниками, которые за свои псевдоуслуги
требуют большие деньги, не несут ответственности за отрицательные последствия своих
консультаций, предлагают к продаже так называемые проекты – рекомендации грибных
производств, не имея соответствующих разрешений, лицензий и соответствующего образования
для производства подобных работ.
Наблюдая за становлением украинского грибоводства на протяжении ряда
лет можно сделать вывод, что появление подобного рода «консультантов» в какой-то
мере даже стимулирует развитие данного бизнеса. Но до определенного момента, когда
производителя грибов уже не удовлетворяет та мизерная информация, которой его снабдили.
Сегодня грибоводы Украины находятся в сложных условиях, в первую очередь,
испытывая информационный голод. Недостаток информации, специальных знаний и практических
навыков серьзным образом сказывается на стабильности работы. Многие грибоводы Украины
пока еще не знают, что уже есть успешные грибоводческие хозяйства с квалифицированным
персоналом, автоматизированной системой управления технологическими процессами,
которые работают со стабильным производителем и поставщиком качественного посевного
материала, который не только производит мицелий, но и оказывает квалифицированные
бесплатные консультации и организует технологическое сопровождение хозяйства по
«грибной жизни», имеет в своем арсенале набор методов поддержки грибоводов, без
которых их начинания чаще всего терпят неудачу. Еще одним важным аспектом деятельности
является организация научно-практических конференций, которые являются путеводной
звездой в «бурном море грибоводства». На данных мероприятиях возможно получить профессиональные
знания, ответы на вопросы, приобрести полезные знакомства, ознакомиться с опытом
работы более успешных «коллег по цеху». На сегодняшний день Украинский рынок мицелия
имеет уже свое лицо. На рынке работают как фирмы, являющиеся дистрибуторами известных
производителей – Amycel, Italspawn, Sylvan, так и отечественные крупные производители
– ООО «Биотехнология» территориально расположенное в г. Донецке, но снабжающее своей
продукцией все регионы Украины. Высокий уровень профессионализма, обусловленный
специализированным образованием ведущих специалистов и длительная работа в этой
сфере деятельности, положительная динамика производства, чутье потребностей рынка,
позволили ООО «Биотехнология» завоевать ведущие позиции по предложению мицелия вешенки
всей стране. Производство ООО « Биотехнология» собственного отечественного мицелия
позволило сократить потребности грибопроизводителей в дорогом импортном мицелии.
Снабжение предприятий отечественным мицелием отличного качества по
привлекательной цене позволяет снижать производственные затраты и дает возможность
развиваться предприятиям – партнерам. Отличная работа нашего посадочного материала,
как на крупнейших предприятиях, так и на самых небольших – превосходное доказательство
того, что мы не обманули доверия своих клиентов. Открытие предприятия по выращиванию
грибов или переход на новый метод культивирования всегда сопровождается со стороны
ООО «Биотехнология» набором мер поддержки, без которых начинание чаще всего терпит
неудачу. Эти меры включают в себя не только детальное уведомление производителей
о возможных просчетах и недоработках, наработанном опыте по различным вопросам,
но и заботу по предупреждению или исправлению ошибок, бесперебойную поставку гарантированно
качественного мицелия.
При правильной организации производства,
грибной бизнес будет достаточно рентабельным, что в свою очередь будет гарантией
возврата инвестиций государства, а сам факт такой поддержки позволит сформировать
в отрасли благоприятный климат для привлечения предприятиями отрасли частных инвестиций.
Наиболее ярким примером в этом плане на сегодняшний день является Польша, грибная
индустрия которой одна из самых динамично развивающихся в Европе. В свое время в
Польше наметилась тенденция к укрупнению фермерских хозяйств и разделение предприятий
на субстратные и грибоводческие производства. Сокращение числа грибоводов тем не
менее привело к увеличению производства грибов на 50%.
Одним из важнейших факторов, который привел грибную польскую индустрию
к такому успеху, является способность адаптироваться к изменяющимся условиям производства,
а также кооперироваться для решения общих задач. К большому сожалению, данные способности
почти напрочь отсутствуют у отечественных грибоводов. Во второй половине 2007 года,
по всей видимости, не приходится ждать значительного роста украинского производства
грибов. Это в первую очередь связано с небывалой за последнее время засухой, которая
отрицательно повлияет на количество и качество соломы злаковых культур – основного
источника сырья для производителей грибов. Изменится также ценовая политика, как
на сырье, так и на готовый субстрат и, в конечном итоге на свежие грибы. Резкий
подъем температуры весной 2007года застал врасплох многих грибоводов, которые оказались
не готовы к этому технически. И поэтому понесли колоссальные потери готовой продукции,
которую приходилось буквально зарывать в землю. Некоторых грибопроизводителей данная
ситуация поставила перед фактом банкротства.
Существующим грибным предприятиям будет очень сложно увеличить урожайность
без серьезных вложений в обновление оборудования, а также в повышение квалификации
и заинтересованности специалистов. Продолжится процесс закрытия нерентабельных хозяйств
с низким технологическим уровнем производства.
Промышленное производство вешенки в Европе в настоящее время основывается
на работе крупных специализированных предприятий по подготовке субстрата и множестве
мелких сателлитных производств, покупающих этот субстрат для последующей выгонки
грибов. Такая структура весьма эффективна и надежна, особенно если предприятия сателлиты
тесно связаны с производителем субстрата.
По такой схеме успешно функционируют грибные индустрии многих европейских
стран. Разделение труда создает благоприятные условия для производителей субстрата
с экономической, технической и санитарно-гигиенической точки зрения. Более эффективно
используются площади, подбирается квалифицированный персонал, устанавливается современное
высокопроизводительное оборудование, ведется строгий контроль качества сырья, мицелия
и готового субстрата.
Украина не сможет избежать мировых тенденций развития грибоводства.
Рано или поздно в Украине будет сформирована такая же эффективная система с крупными
субстратными производствами и массой мелких и средних производителей грибов, базирующихся
на каких-то стандартных конструкциях и климатическом оборудовании. Все это позволит
со временем создать стабильную базу для развития всего грибоводческого комплекса
– от производителя до переработки и потребления. Богатая сырьевая база, относительно
дешевые энергетические и людские ресурсы, продолжительный холодный период являются
положительными факторами для становления в Украине мощной индустрии производства
вешенки.
Уже в настоящее время успешно функционирует предприятие по производству
инокулированного субстрата для выращивания вешенки мощностью свыше 600 тн/месяц.
А также видны перспективы создания новой структуры в грибной индустрии Украины,
которая будет включать в себя на начальном этапе производителей мицелия, субстрата
и мощных грибопроизводителей, которые уже «выросли» до понимания серьезности стоящих
перед ними задач, создали собственную систему организации микроклимата и наладили
производство програмно-аппаратного комплекса, который позволяет выполнять мониторинг
любых технологических процессов, связанных с выращиванием грибов.
Этот комплекс уже зарекомендовал себя как очень устойчивая, точная
и достаточно быстрая система мониторинга и управления технологическими процессами
на предприятиях грибной индустрии Украины в качестве системы контроля:
- климата в помещениях инкубации (температура и относительная влажность
воздуха);
- параметров наружного воздуха;
- климата и содержания СО2 в камерах плодоношения;
- параметров приточного воздуха;
- состояния субстрата на стадии термообработки и инкубации
- положения и состояния исполнительных механизмов и оборудования
- параметров работы кондиционеров.
В состав комплекса можно включать
любые датчики, преобразующие измеряемый параметр в электрический сигнал. Программная
часть комплекса позволяет:
- получать информацию о состоянии контролируемых объектов и процессов
в реальном времени;
- отображать эту информацию графически в виде стрелок, уровней, индикаторов,
графиков;
- сохранять эту информацию на жестком диске в виде файлов, журналов,
которые впоследствии можно открыть и представить сохраненные данные в виде графиков
за любой период времени;
- просматривать состояние контролируемых объектов и процессов с помощью
мобильного телефона и средствами Интернет.
Программа также располагает математическими средствами расчета в реальном
времени следующих параметров:
- относительная влажность,
- влагосодержание влажного воздуха (D), г/кг
- влагосодержание насыщенного воздуха (D max), г/кг
- энтальпия(i), кдж
- температура точки росы, С.
Комплекс состоит из следующих элементов:
- сетевой кабель типа витая пара
- датчиков
- адаптеров подключения сети к персональному компьютеру
- блока питания сети.
Все сетевые устройства (датчики и адаптеры) подключаются к одному кабелю,
как своеобразная гирлянда. Что позволяет распределить их по контролируемым объектам,
используя один общий кабель. Компьютер не теряет своих функциональных возможностей
– во время мониторинга его можно использовать по прямому назначению. Стоимость подобных
вещей в несколько раз ниже зарубежных аналогов при неизменно высоком качестве используемых
приборов и всех выполняемых работ.
Основываясь на данных положительных тенденциях развития грибной индустрии
Украины можно сделать вывод, что у наших грибопроизводителей есть все возможности
для развития отрасли, опираясь на достижения отечественных специалистов в области
производства мицелия, субстрата и систем микроклимата.
За прошедшие 15 лет потребительский рынок вешенки вырос во много раз.
Сейчас значительная часть населения знает вешенку, но подавляющее большинство потребителей
не видит грибов достойного качества. А почему не видит? Потому что не умеют продавцы
обращаться с вешенкой во время торговли и последующего хранения. Если внимательно
присмотреться, то можно обратить внимание, что в большинстве магазинов вешенка реализуется
без использования холода. Исключение составляют некоторые супермаркеты с их охлаждающими
витринами.
На продовольственных рынках сплошь и рядом продают вешенку из банановых
ящиков. Хорошо, если удалось попасть на рынок утром, когда гриб только привезли
- еще есть шанс взять более менее качественный гриб. У рыночных торговцев отсутствуют
условия для торговли вешенкой и ее последующего хранения. А многие продавцы и не
знают об условиях, необходимых для хранения вешенки. Да и сами производители грибов
иногда лукавят, подсовывая в торговлю переувлажненный, переросший гриб.
А ведь еще дедушка Ленин на заре Советской власти выдвинул лозунг -
«Учитесь торговать». Производители грибов должны быть самыми заинтересованными в
том, чтобы конечный потребитель получал продукцию высокого качества. Это в первую
очередь должно относиться к внешнему виду реализуемых грибов.
Уважаемые производители вешенки! Не бросайте свою продукцию на произвол
судьбы, заботьтесь о ней как можно дольше, наблюдайте, что с ней происходит на ее
таком тяжелом и длинном пути на кухню. Необходимо убедить потенциальных потребителей
в том, что вешенка – вкусный, деликатесный гриб. Ведь потенциальный объем рынка
в 3-4 раза больше имеющегося на сегодня объема. Но, тем не менее, наблюдается пассивность
на собственном рынке.
Грибов становится существенно больше, а вот об увеличении спроса на
них почти никто из грибоводов не позаботился. Как известно, рынок никогда не стоит
на месте, и, чтобы не оказаться за его пределами ни в коем случае нельзя расслабляться
и почивать на лаврах: конкурент всегда ищет наше слабое место, чтобы именно туда
нанести свой удар. А ведь за кошелек нашего потребителя борются еще и продавцы других
продуктов. Ведь никто не может сказать, что грибы у нас стали объектом регулярных
покупок украинцев. Грибы покупаются от случая к случаю, и очень часто покупатель
только на месте решает, что ему купить в овощном отделе - помидоры, грибы или китайский
салат. И на решение покупателя выбрать тот или иной продукт оказывает влияние огромное
количество факторов; и что человек любит готовить, и сколько у него есть на это
времени, и как относятся к этому продукту члены его семьи, и что слышал он о нем
от коллег по работе, и что вчера прочитал в журнале о здоровом питании и т.д. В
результате далеко не всегда при виде грибов на прилавке у человека появляется непреодолимое
желание их купить. Потому что именно про наши грибы он как раз ничего не слышал
и не видел.
В настоящее время произошло нарушение стабильности региональных рынков
грибов, что в свою очередь почти каждого грибовода лишило части запланированного
дохода. В первую очередь это связано с массовым появлением ранних овощей, на которые
временно «переключился» покупатель. Вторая проблема – небывалая, для этого времени
года, жара. Неготовность производителей грибов к работе в таких условиях и привело
к созданию подобной ситуации – низкие закупочные цены на грибы, превышение предложения
над спросом. Некоторые производители грибов, не занимающиеся планированием будущего
урожая, были вынуждены просто выбросить свою продукцию. Потому что, понадеявшись
на авось, не приняли заблаговременно меры для спасения будущего урожая. Не наладили
контакты с переработчиками грибов, не провели мониторинг рынка, не позаботились
о создании оптимальных условий хранения своей продукции.
Если в дальнейшем ничего не поменять в маркетинге, подобная ситуация
может и будет повторяться регулярно, а для кого-то станет критической. Но, с другой
стороны, любой кризис активизирует участников рынка, заставляет их искать дополнительные
возможности повышения конкурентоспособности своей продукции.
Еще одна проблема украинского грибоводства – недостаток квалифицированных
специалистов. В условиях обострившейся конкуренции на рынке грибов и роста производственных
затрат резко выросло значение эффективности работы грибного хозяйства.
Низкая урожайность и плохое качество грибов находятся в области человеческого
фактора, важными составляющими которого являются опыт и знания ведущих специалистов.
Лишь на немногих грибоводческих хозяйствах работают сейчас технологи,
опыт которых позволяет всесторонне оценивать состояние производства и уверенно контролировать
и корректировать ход технологических процессов. Еще меньше у нас грибных хозяйств,
которые целенаправленно помогают своим специалистам в их профессиональном росте.
Без грамотных специалистов невозможно успешное ведение грибного бизнеса. Опыт и
знания специалистов – главный капитал любого грибоводческого хозяйства. Но, к сожалению
ни один ВУЗ не готовит специалистов для грибоводства.
Успокоенность и расслабленность производителей грибов в рыночных условиях
очень быстро приводит к потере конкурентоспособности. Только постоянная модернизация
производства с целью снижения себестоимости позволит грибоводам оставаться на рынке.
Выиграет тот, чьи грибы будут дешевле и, в первую очередь, лучшего качества. Подводя
промежуточный итог вышесказанному можно сформулировать некоторые задачи, над выполнением
которых необходимо работать отечественным производителям грибов:
1.
Приучить украинских потребителей к качественным грибам.
2.
Сократить сроки поставки от сбора до прилавка магазина.
3.
Расширить ассортимент грибной продукции.
4.
Проводя гибкую ценовую политику, обеспечить покупателей высококачественными грибами
по приемлемым ценам.
Обязательно участвовать в работе специализированных выставок и семинаров,
присутствие на которых помогает в короткий срок выйти на свою целевую аудиторию,
определить спрос на товар, требования к нему покупателей. Выставки и семинары помогают
сформировать определенный имидж продукта и предприятия производителя, поднять уровень
известности и узнаваемости торговой марки. Необходимо всегда стремиться к тому,
чтобы спрос на Ваши грибы превышал предложение. Тогда на них будет хорошая цена,
тогда будет хорошая перспектива и возможности для поступательного развития бизнеса.
Участие в выставках должно быть составной частью маркетингового плана тех предприятий,
которые стремятся увеличивать свои продажи.
Появление на продовольственном рынке Украины в целом и отдельных регионов
в частности, большого количества свежей вешенки должно побудить грибоводов и заинтересованных
людей к развитию нового направления в грибоводстве – переработку. Грибная переработка,
а именно, консервирование, сушка, маринование, бланшировка в настоящее время являются
эффективным направлением в грибоводстве. Основываясь на исторических и современных
тенденциях, можно ожидать, что процесс увеличения разнообразия грибной продукции
будет продолжаться. По мере того, как потребители будут получать больше сведений
о пищевых и кулинарных характеристиках грибов, спрос на вешенку будет расти.
Развитие и улучшение технологий производства субстрата и условий культивирования
будет способствовать увеличению объемов производства и, как следствие, произойдет
снижение цены на грибы. В то же время должно возрасти качество продукции, т.к. увеличится
конкуренция среди производителей, что в свою очередь будет способствовать увеличению
спроса. В настоящее время споры о том, можно ли поднять цену на вешенку, перешли
из разряда теоретических дискуссий в категорию жизненной необходимости.
Отпускная цена (оптовая цена производителя) 5-6 грн/кг (весна-лето),
8-10 грн/кг (осень-зима), не считая отдельных ценовых всплесков перед праздниками,
практически не окупает затрат на их производство. Такая цена может быть приемлемой
лишь для маленькой семейной фермы (1-2 тн грибов в месяц), работающей лишь на собственные
нужды, без наемного персонала и без планов на будущее. Любое предприятие, имеющее
в штате наемных рабочих и производящее хотя бы 5 тн грибов в месяц, с такой ценовой
политикой в ближайшее время просто не выживет. А если производство грибов организованно
в арендуемых помещениях, то это еще один тормоз на пути к прогрессу. Из многолетнего
опыта очевидна экономическая нецелесообразность выращивания грибов в таких помещениях,
так как рынок недвижимости в Украине крайне нестабилен и отношение хозяина помещения
к арендатору очень изменчиво. Производство вешенки в Украине представлено в основном
средними грибоводческими хозяйствами с производительностью 5-10 тн грибов в месяц.
Недостатками таких хозяйств являются высокая зависимость от «человеческого фактора»,
текучести кадров, перебоев в снабжении энергоносителями, ограниченной производственной
площади. Но с другой стороны они отличаются высокой активностью и мобильностью на
рынке грибной продукции и могли бы достаточно быстро увеличить производство грибов
в 2-3 раза, не снижая закупочных цен. Но для этого нужны определенные условия. Риски
в грибоводстве возрастают пропорционально экономии на качестве климатического оборудования,
сырья и мицелия. Довольно велик риск потери урожая при низкой дисциплине рабочих
и нарушении санитарно-гигиенических правил. Поэтому внедрение автоматизации процессов
управления технологией приготовления субстрата, климата снижает количество персонала
и стабилизирует ситуацию на производстве.
Есть еще один немаловажный фактор, который делает продукцию грибовода
неконкурентной на рынке – отсутствие расходов на упаковку и рекламу. Добавьте сюда
рост стоимости электроэнергии, газа, ГСМ и становится понятно, что с такой ценой
на грибы лучше не мучиться, а закрывать производство. Понимая это некоторые хозяева
грибных производств уже сместили акцент с производственных вопросов на рыночные.
Одни улучшают упаковку, другие ищут новые рынки с более высокой покупательской способностью,
третьи объединяются для участия в рекламных акциях. Самые дальновидные грибоводы
делают и первое, и второе, и третье, а также применяют другие способы, которые помогают
убедить потребителей покупать вешенку по более высокой цене. Без цены минимум 10
грн/кг очень сложно будет остаться в бизнесе. Если Вы еще не задумывались над этим,
то очень рекомендую не откладывать решение этого вопроса в долгий ящик. В недалеком
будущем производители грибов рискуют оказаться между своей продукцией и супермаркетами.
Почему? Да потому, что супермаркеты стройными рядами маршируют по крупным городам
Украины. Каждый месяц газеты и телевидение сообщают об открытии новых торговых центров.
Тенденция развития сети супермаркетов говорит о том, что ближайшее
будущее розничной торговли именно за такими гигантами. Рынки и уличная торговля
постепенно будут сдавать свои позиции. Казалось бы, грибоводу только радоваться
надо. Чем больше хороших магазинов, тем больше потребуется грибов. Заключай с этими
магазинами договора, поставляй им грибы и деньги получай. Только вот незадача –
не с каждым поставщиком эти магазины готовы работать. Требуют они качества повыше,
а цены пониже. А не согласен грибовод, пожалуйста, магазин найдет другого, кого
условия устраивают. Вот и получается, что возможности розничной торговли растут,
да не всякий ими воспользоваться умеет.
В свое время появление супермаркетов в Европе перевернуло всю систему
сбыта грибов.
… « покупаем столько-то, по такой-то цене » Цены были невысокие, но
объемы большие. Те грибоводы, кого цена устроила, получили стабильный рынок сбыта.
Те, для кого она оказалась низкой, вынуждены были искать другие возможности и далеко
не все их нашли.
У нас пока сети супермаркетов не набрали такой силы, какую они имеют
в Европе. Но их становится все больше, доля проходящего через них розничного товарооборота
растет. Поэтому грибоводам уже сейчас необходимо готовиться к работе с супермаркетами.
Супермаркеты – это царство упакованных продуктов. Роль продавцов взяла на себя упаковка.
Ее задача – ознакомить покупателя с продуктами и помочь ему быстро принять решение,
одновременно скрывая и демонстрируя товар. Упаковка подчеркивает только те достоинства
продукта, на которые производитель хочет обратить внимание покупателей. Она должна
внушать уверенность в качестве продукта. Но в то же время, нельзя обманывать покупателя,
подкладывая в красивую упаковку некачественный товар.
Упаковка для грибов должна выполнять следующие задачи:
- предохранять грибы от порчи и продлевать срок их хранения;
- предотвращать повреждение грибов во время перевозки и хранения;
- обеспечивать стандарт качества;
- производить положительное эмоциональное воздействие на покупателя
за счет цвета контейнера, этикетки и качества грибов;
- выделять ваши грибы среди других, делать их узнаваемыми и приучить
к ним покупателя;
- сделать возможным рекламирование именно ваших грибов и вести их реализацию
в широком масштабе.
По данным социологических исследований большая часть покупателей ходит
в магазин без специального списка нужных ему продуктов. Около 60% всех покупок делается
в результате эмоционального воздействия, полученного покупателем магазине. Упаковки
конкурируют между собой за внимание покупателя и уговаривают купить именно их. Грибы
в Вашей упаковке должны выглядеть не менее привлекательно, чем норвежская семга
и голландские цветные перцы, иначе покупатель с толстым кошельком не сочтет их достойными
оказаться в его корзине. Цель Вашей упаковки – привлечь к себе внимание покупателя
и внушить ему доверие к Вашим грибам. Она должна обладать силой притягивать взгляд,
должна создавать ощущение престижности и уверенности в высоком качестве продукта.
На ней должно быть достаточно информации, которая объясняет покупателю, что нужно
делать с лежащими в ней грибами. Она должна быть настолько хороша, чтобы, взяв ее
в руки, покупатель не захотел положить ее обратно на витрину.
Упаковка должна олицетворять выражение надежд покупателя. С упаковкой
Ваших грибов он должен чувствовать себя лучше, увереннее, солиднее, современнее.
Упаковка – самая лучшая реклама Ваших грибов. Стоит серьезно подумать над тем, каким
должен быть контейнер – какого цвета, размера, из какого материала. Тщательно разработайте
этикетку. Там обязательно должна быть Ваша легко узнаваемая и запоминающаяся торговая
марка. Поразите покупателя оригинальностью своей упаковки, положите в нее грибы
отличного качества и нетрадиционные рецепты блюд. Выделите свою упаковку из океана
других товаров, и тогда покупатель обязательно проявит к ней интерес. Любой предприниматель
стремится захватить как можно большую долю на рынке своей продукции. И удается это
тем, кто оказывается более умелым и более профессиональным.
На украинском грибном рынке присутствуют достаточно крупные и сильные
игроки. Но они стали такими не только благодаря своему размеру, но и успешной реализации
продуманного плана создания системы дистрибуции своей продукции. В частности на
донецком грибном рынке присутствует производитель, который первым в регионе начал
фасовать грибы, первым разработал и «раскрутил» свою торговую марку. Благодаря ему
вешенка в больших объемах нашла дорогу в донецкие супермаркеты. Ее смогли попробовать
и полюбить многие из тех покупателей, которые раньше о ней и не слышали. Почти никто
из ныне действующих производителей вешенки не последовал удачному примеру, не попытался
сделать свой товар более привлекательным, чем товар конкурента, обойти его с помощью
свежей, неожиданной идеи. Всегда и везде мелкий производитель более гибок и мобилен.
Но этого, к сожалению, не наблюдается у производителей грибов. Ведь это его единственный
шанс не погибнуть, а бороться и побеждать. Во многих отраслях мирового бизнеса молодые
новые энергичные компании теснят признанных лидеров.
То, что вешенка может быть ненамного дешевле шампиньонов, подтверждает
опыт некоторых производителей.
Сделав ставку на качество грибов и упаковки, они сумели изменить отношение
к вешенке, как к грибу второго сорта. Теперь их вешенка красуется на витринах супермаркетов
не хуже экзотических овощей и фруктов. А если организовать ряд дегустаций и других
рекламных акций, то покупатель все-таки будет платить за нее нормальную цену. А
Вы не задумывались, как сделать Вашу вешенку более привлекательной и получить за
нее более высокую цену?
Подумайте, это того стоит.
Грибовод – не сердись на тех, кто работает лучше тебя. Начинай у них
учиться.
Учиться становиться лучшим. Всех заинтересовавшихся данной информацией прошу обращаться по телефону: (8067)95 95 522 Захаренко Олег Альбертович
|
Главная | О нас | О программе | Схемы| Статьи | Контакты | Ссылки